Несмотря на весь оптимизм, к которому, казалось бы, обязывает Новый год, число хороших новостей для автомобилистов стремится к нулю. Дорожные наказания будут ужесточаться, стоимость автомобилей будет расти, а ОСАГО всё больше будет походить на оброк. Подробнее о важных изменениях в жизни российских автолюбителей — в материале Лайфа.
Покупка автомобиля
Ушедший 2017 год отметился восстановлением рынка новых автомобилей в России. Сказался отложенный спрос кризисных лет: те, кто не решился вложиться в покупку нового авто в 2014–2016 годах, наконец дозрели до такого серьёзного шага. Автокомпании мгновенно отреагировали: как ранее писал Лайф, с 1 января подорожают модели «АвтоВАЗа», Mercedes-Benz, Audi, Lexus, JLR Jaguar Land Rover, Ford, BMW. Нужно учесть, что сейчас в России цены на некоторые иномарки значительно ниже общемировых. Для примера, начальная стоимость самого продаваемого автомобиля мира — Toyota Corolla — в России примерно на 35% ниже, чем в Германии. И поскольку аналитики предрекают авторынку стабильность в 2018 году, компании продолжат постепенное приведение ценников к общемировым знаменателям.
Ещё одним поводом для подорожания автомобилей послужили налоговые изменения. С Нового года более чем вдвое увеличивается акциз на мощные двигатели. По большей части нововведение затронет премиальные и люксовые модели. А вот увеличение на 15% утилизационного сбора ударит по всем категориям авто, которые импортируются в страну. Причём у Минпромторга России есть более радикальные планы — увеличить утилизационный сбор на 87–125% в течение 2018 года. По замыслу министерства, эта мера должна побудить автопроизводителей активнее перемещать производство машин в Россию. Сами автопроизводители при таком обороте предрекают повышение розничных цена на автомобили на 10–20%.
Заметно изменится в 2018 году покупка машины с помощью госпрограмм стимулирования спроса. Так, Минпромторг упраздняет старейшую из мер господдержки авторынка — утилизацию «автохлама», которая с небольшими паузами работала с 2010 года. Она помогала получить скидочный сертификат (50 тыс. руб.) при сдаче дряхлой машины на переработку. Аналогичное решение принято в отношении госскидки в случае «трейд-ина» (40 тыс. руб.) и субсидированного автокредита (предоставлялась скидка 10% на авто российской сборки).
Бензин
Уже с 1 января ставка акцизов на бензин и дизтопливо выросла на 50 копеек. Многие эксперты рынка говорят о том, что в розничной цене на АЗС это повышение «выльется» в дополнительные 0,7–2 руб. на литр топлива. Но, что хуже всего, повышение акцизов легитимирует риторику топливных компаний при дальнейшем повышении цен, причём уже не связанном с налоговыми изменениями. Дальше — больше. Правительство имеет большие бюджетные ожидания от повышения топливного акциза, и с 1 апреля 2018 года подорожание на 50 копеек повторится.
Маленькой ложкой мёда, пожалуй, может стать инициированное Росстандартом введение оборотных штрафов для продавцов суррогатного моторного топлива. За торговлю палёным бензином АЗС будут платить 1% от выручки предшествующего налогового периода, за второе нарушение — 3% от оборота, но не менее 2 млн руб. В Росстандарте ожидают, что подобный демотиватор поможет кардинально улучшить ситуацию с качеством отечественного топлива.
Дорожные законы
В 2012–2014 годах неправильно тонированные автомобили практически полностью исчезли с российских дорог после введения в КоАП меры обеспечения — снятие номерных знаков. Однако затем это наказание отменили, оставив лишь штраф в 500 руб., последствия не заставили себя долго ждать — в 2015 году количество любителей чёрной плёнки на окнах выросло вдвое. Напомним, что, согласно нормативам и техническому регламенту «О колёсных транспортных средствах», нарушением будет светопропускная способность лобового стекла ниже 75%, передних боковых стёкол — ниже 70%, задние стёкла не регламентируются. С 2018 года первый штраф за это правонарушение увеличивается втрое (1,5 тыс. руб.), а рецидивисту уже придётся выложить 5 тыс. руб.
Новый год для автомобилистов ознаменуется также появлением новых дорожных знаков. В их числе «Въезд на перекресток в случае затора запрещен». Он будет устанавливаться вместе с жёлтой вафельной разметкой, которая призвана упростить проезд машин по перекрёстку. И что более важно, соблюдение требований знака будет мотивироваться камерами видеофиксации. Дополнительно аппаратура будет отслеживать ещё три вида правонарушения: поворот не из того ряда, выезд за стоп-линию и проезд на запрещающий сигнал светофора.
Появятся знаки «Глухие пешеходы», а на некоторых перекрестках начнут наносить диагональную разметку пешеходного перехода, которая будет обозначена соответствующим знаком. Наконец, будет решена проблема с поворотом направо на красный свет при отсутствии секции «зелёная стрелка» у светофора, для этого вводится знак «Уступи всем, и можно направо». Сейчас, если нет бордюрного камня и запрещающей разметки, то автомобилисты могут двигаться по трамвайным путям попутного направления. В этом году большое количество трамвайных путей будут маркированы знаками «выделенная полоса» и оснащены камерами.
Повальное оцифровывание форм контроля над автомобилистами стремительно сокращает штат ГИБДД. Так что в ведомстве обещают уже в этом году подготовить законодательное обоснование отказа от выезда ДПС на мелкие дорожные происшествия. В ГИБДД убеждены, что «европротокол» по ОСАГО (когда водители сами оформляют ДТП) должен полностью заменить функции гаишников в дорожных инцидентах. Предполагается, что выезжать на место машины ГИБДД будут только при наличии пострадавших. Пока что гаишники ещё обязаны приезжать на место ДТП.
Уже с этого года для упрощения оформления «европротокола» можно использовать терминалы ЭРА-ГЛОНАСС (система экстренного оповещения о ДТП). Для этого параметрические показатели аппаратуры после аварии передаются страховщику. Помимо того, с помощью самой «Эры» можно будет заказать целый спектр платных услуг, в частности вызов эвакуатора, дорожного «комиссара», техпомощь и прочее.
Серия крупных столкновений автомобилей с поездами побудила законодателей пересмотреть наказание за нарушение правил переезда железнодорожных путей. Так, предлагается повысить с 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб. соответствующий штраф. При повторном нарушении сумма наказания должна составить 10 тыс. руб. Пешеходы не остались без внимания законотворцев: за переход дороги в неположенном месте предлагается увеличить штраф с 500 руб. до 2,5 тыс. руб.
Проштрафившимся водителям теперь уже сложнее будет скрыться от возмездия. С 2018 года судебные приставы получили право накладывать арест на имущество граждан при долге более 10 тыс. руб. Причём впервые у приставов появляется такой мощный инструмент давления на человека, как лишение водительского удостоверения за штрафные долги.
Борьба с гонщиками
В Минтрансе нашли новую форму для борьбы с превышением скорости автомобилистами — серия мероприятий по так называемому «успокоению движения». Смысл в том, что теперь трафик будет искусственно тормозиться с помощью заужения полосы дороги: в стеснённых условиях водители инстинктивно снижают скорость, чтобы не задеть другой транспорт. В число мер также входит умножение числа дорог с однополосным движением, а в зоне повышенной активности пешеходов в населённых пунктах будут устанавливаться «лежачие полицейские» или предупредительная ребристая разметка. Знаки «успокоения движения» появятся во дворах, скорость автомобиля в этих местах не должна будет превышать 10–20 км/ч.
Москва, давшая старт велосипедной лихорадке, передает эстафету и другим городам. В этом году велосипедные дорожки планируют обустроить власти Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Красноярска, Уфы и других городов. Автомобилистов это коснётся напрямую, потому как часть велодорожек пройдёт по проезжей части.
Сами же велосипедисты получат много бонусов от правительства. Впервые появятся велосипедные зоны, где, подобно Амстердаму, велосипеды имеют полное преимущество перед любым транспортом. Автомобилям в таких зонах вдобавок ограничат скорость движения до 20 км/ч. Зато двухколёсному транспорту запретят проезжать по нерегулируемому пешеходному переходу. Соответствующий законопроект Минтранса уже доступен для общественных слушаний.
Без бумажек
Услуги ГИБДД дорожают. Так, замена водительских прав с этого года уже обойдётся не в 2 тыс. руб., а в 3 тыс. руб. Регистрация автомобиля повышается в цене с 500 руб. до 1,5 тыс. руб. Такую меру в инспекции объясняют ростом накладных расходов, которые не вписываются в бюджет ведомства.
Уже два года, как гаишники ведут войну с любителями несертифицированного автопроизводителем тюнинга и, что более абсурдно, — с автомобилями с газобаллонным оборудованием (около 4 млн в России). Причём аргументировали свои претензии правоохранители нормами регламента о «Колёсных транспортных средствах», который, по сути, носит декларативный характер и параметров наказания не имеет. Доходило до того, что от автомобилистов требовали справку от автопроизводителя о том, что внесённые в конструкцию автомобиля изменения не несут потенциальной опасности. Разумеется, ни одна автокомпания такие бумаги не выдаст. После серии протестов ГИБДД подготовило регламент, который должен упростить процедуру оформления переделок в авто.
Прежде всего гаишники больше не смогут требовать справки от автокомпаний. У автомобилиста теперь два варианта решения проблемы: привезти на техосмотр в ГИБДД справку об установке сертифицированных запчастей в автосервисе (потребуется предварительно согласовать с ГИБДД внесение изменений в конструкцию) либо уже предоставить на осмотр переделанный автомобиль, но с протоколом технической экспертизы, где в качестве гаранта безопасности конструкции выступают эксперты соответствующей лаборатории. После прохождения осмотра гаишники внесут изменения в паспорт транспортного средства (ПТС). Однако впервые появляется и чёткая ответственность за отсутствие в паспорте соответствующей записи— штраф 800 руб., а при повторе нарушения — лишение водительского удостоверения.
Сами ПТС с 1 июля этого года окончательно и бесповоротно уходят в электронный формат. Бумажные документы менять не надо, они будут выбывать естественным образом. Главное отличие электронного паспорта в том, что он будет содержать полную историю эксплуатации автомобиля. В частности, туда будет «зашита» информация о комплектации, производителе и собственнике; количестве ДТП и прохождении ТО у дилера.
Страховой оброк
«Автогражданка», превратившаяся в последнее время в механизм выкачивания денег из водителей страховщиками, в этом году рискует стать настоящим дорожным оброком. Так, Российский союз автостраховщиков (РСА) требует от государства отмены тарифного регулирования. По задумке страховщиков цены на ОСАГО нужно отпустить в свободное плавание. Якобы это поможет выработать рыночные тарифы. Впрочем, вся эта кампания идёт параллельно с криками о хронической убыточности ОСАГО, причём ни один страховщик от «автогражданки» отказываться не собирается. Глядя на услужливость Центробанка (регулятор рынка), проблемам страховщиков не стоит ожидать иного исхода дела. Решением проблемы могла бы стать отмена принудительности ОСАГО, тогда и тарифы пришли бы в порядок.
Сам полис ОСАГО в этом году обзавёлся IT-достижением десятилетней давности — QR-кодом. Заявлено, что эта опция позволит узнать информацию о полисе на сайте страховщиков. В Центробанке придумали, как бороться со страховщиками, которые вымогают покупку дополнительных полисов при продаже ОСАГО: вместо безвозвратного отзыва лицензии у подобных компаний ЦБ широкодушно увеличил время на отказ от навязанных полисов с 5 до 14 дней.
Тимур Хасанов
Источник