ВВС Израиля. Возможности на уровне сверхдержав

В последние годы эксперты традиционно ставят ВВС Израиля на очень высокие места в рейтингах сильнейших военно-воздушных сил мира. Этому способствует ряд критериев, среди которых есть как богатый исторический опыт проведения успешных воздушных операций, так и очень хорошо подготовленный контингент летчиков, которые не просто тренируются, но и регулярно привлекаются к боевым вылетам с использованием современных высокоточных средств поражения. Немаловажное значение имеет и авиационный парк израильских ВВС, как в количественном, так и в качественном отношении. На вооружении страны уже находятся многоцелевые истребители пятого поколения F-35I Adir.

Большое влияние на ВВС Израиля, как и на все вооруженные силы страны, оказали события Второй мировой войны. Память о катастрофе, с которой столкнулся еврейский народ, составляет сегодня основу фундамента, формирующего вооруженные силы этого ближневосточного государства. Вся современная политика Израиля направлена на то, чтобы никогда больше не допустить повторения той катастрофы, которая произошла в середине XX века. Вооруженным силам и подготовке резервистов уделяется повышенное внимание. Сильная и подготовленная армия – это залог существования Израиля. Особенно с учетом того, что еврейское государство находится в кольце враждебных ему арабских стран.

С самого начала своего существования ВВС Израиля строились на использовании техники иностранного производства. Любопытным является тот факт, что первыми истребителями, на которых совершали полеты израильские летчики во второй половине 1940-х годов, были Мессершмитты-109, полученные из Чехословакии. Послевоенная чешская модификация этого знаменитого германского истребителя носила обозначение Avia S-199. В дальнейшем ВВС Израиля формировались по тому же принципу. Уже в 50-е годы XX века Израиль установил и наладил достаточно теплые отношения с Францией и США, получив доступ к их боевой технике.

ВВС Израиля. Возможности на уровне сверхдержав

Израильский истребитель Avia S-199

Долгое время основу парка израильских ВВС составляли французские истребители Mirage III различных модификаций. Израиль начал получать эти боевые самолеты в 1962 году. Именно «Миражи» составляли основу парка израильских военно-воздушных сил во время Шестидневной войны 1967 года. В воздушных боях израильские ВВС показали себя грозной силой, проведя успешную кампанию и участвуя в боях против египетских, сирийских, иракских, ливийских и иорданских летчиков. Правда, в том же 1967 году Франция наложила эмбарго на поставки вооружения в Израиль, осудив агрессию в отношении соседних арабских государств.

Столкнувшись с новыми для себя обстоятельствами, Израиль обратился к новым партнерам, в первую очередь США. Уже в 1969 году ВВС Израиля начали получать американские истребители McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Одновременно с этим израильские спецслужбы провели успешную операцию, в результате которой смогли завладеть полным набором технической документации и чертежей французского истребителя Mirage III. На основе полученной документации в Израиле был создан собственный многоцелевой истребитель, получивший обозначение IAI Kfir («Львенок»).

Созданный на основе французского истребителя Dassault Mirage III самолет получил авионику израильского производства и версию выпускающегося в Израиле американского двигателя General Electric J79. Вторым удачным заимствованием стал самолет IAI Nesher («Гриф») производства той же компании Israel Aircraft Industries. Этот многоцелевой истребитель-бомбардировщик был спроектирован на базе украденных чертежей Dassault Mirage 5. Удивительно и то, что израильские варианты французских боевых самолетов пользовались успехом на международном рынке, они поставлялись в ряд латиноамериканских стран. Стоит отметить, что похожей модели поведения в дальнейшем придерживались и в КНР, не считая зазорным копировать удачную иностранную военную технику, развивать на ее основе собственное производство и создавать усовершенствованные модели.

ВВС Израиля. Возможности на уровне сверхдержав

Dassault Mirage III ВВС Израиля

Следующим логичным шагом со стороны Израиля была попытка создания собственного боевого самолета практически с нуля. Работы над собственным многоцелевым истребителем легкого класса, который должен был занять ту же нишу, что и F-16, стартовали в Израиле в 1980 году. Проект получил обозначение IAI Lavi («Львенок»). Одновременно с этим уже в середине 1970-х годов Израиль стал получать из США новейшие на тот момент времени тяжелые всепогодные истребители четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle.

Работы по созданию нового легкого истребителя в дополнение к американскому F-15 потребовали от израильского государства огромных временных и денежных затрат и в конечном итоге закончились тем, что в 1987 году программа по созданию истребителя Lavi была окончательно свернута, всего было построено 5 прототипов, последний полет они совершили в 1990 году. Предпочтение было отдано приобретению в США уже готовых истребителей F-16. При этом нельзя сказать, что попытка создания собственного боевого самолета была бесцельной тратой времени и денег. Израильская авиационная промышленность получила дополнительный бесценный опыт. Хотя Израиль не производит собственных самолетов, сегодня он добился существенных успехов в создании современной авионики, средств поражения воздушного базирования, средств РЭБ и других компонентов, которые активно устанавливает на приобретаемую в США технику. При этом даже из своего проекта IAI Lavi израильтяне смогли извлечь максимум выгоды, продав его техническую документацию Китаю. Полученная от Израиля документация использовалась в КНР для разработки собственного многоцелевого истребителя четвертого поколения Chengdu J-10.

Сегодня основа израильских ВВС и главная их боевая сила – это самолеты американского производства, в том числе последние модели многоцелевых истребителей пятого поколения. Численность личного состава израильских ВВС оценивается примерно в 34 тысячи человек, численность подготовленных резервистов – 55 тысяч человек. В распоряжении ВВС этой ближневосточной страны имеется порядка 57 аэродромов, из которых 54 обладают ВПП с бетонным покрытием и всего три грунтовых. В распоряжении военных имеется как минимум два аэродрома с взлетно-посадочными полосами длиной более трех тысяч метров, что позволяет принимать военные самолеты всех существующих типов.

ВВС Израиля. Возможности на уровне сверхдержав

Экспериментальный израильский истребитель IAI Lavi

По данным сборника The Military Balance 2018, который ежегодно составляется специалистами Международного института стратегических исследований, на вооружении ВВС Израиля находится 347 боевых самолетов, все они представлены моделями американского производства. Основу авиапарка истребительной авиации составляют модели F-15 и F-16. Так в составе ВВС Израиля числится 58 истребителей: 16 F-15A Eagle, 6 F-15B Eagle, 17 F-15С Eagle, 19 F-15D Eagle и 264 истребителя-бомбардировщика: 25 F-15I Ra’am, 78 F-16C Fighting Falcon, 49 F-16D Fighting Falcon, 98 F-16I Sufa, 14 F-35I Adir. Учитывая боевые возможности и состав ВВС Израиля, их справедливо часто ставят на четвертое место в мире после ВВС США, России и Китая. При этом в ближневосточном регионе у них просто нет конкурентов.

Важной особенностью израильских ВВС является наличие в их составе серийных многоцелевых истребителей пятого поколения. ЦАХАЛ стал первой иностранной армией в мире, которая получила новейший американский истребитель F-35. По итогам 2018 года Израилю было передано уже 14 самолетов данного типа. Ожидается, что к 2024 году в стране будет сформировано две полноценных эскадрильи по 25 самолетов в каждой. В перспективе их количество может быть увеличено до 75 машин, при таком развитии событий обратные закупки американской авиастроительной корпорации Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов. В Израиле размещаются заказы на производство крыльев, топливных баков и шлемов пилотов. Стоит отметить, что Израиль проявляет интерес и к модели F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Такие самолеты интересны израильским военным, так как позволяют действовать даже в тех случаях, если аэродромы попадут под ракетно-бомбовые удары со стороны ВВС Ирана или ракетные обстрелы со стороны движения «Хезболла».

Особенностью самолетов является их адаптация для Израиля. Боевые машины, имеющие в своем названии букву «I», отличаются установленным на борту радиоэлектронным оборудованием, в том числе средствами радиоэлектронной борьбы израильского производства, помимо израильского БРЭО самолеты получают возможность использовать всю линейку собственных средств поражения: управляемые ракеты и корректируемые авиабомбы. Это же справедливо и для наиболее совершенного израильского боевого самолета F-35I Adir («Могучий»), который представляет собой модификацию американского F-35 Lightning II с установленной израильской электроникой: системы РЭБ, БРЭО, всевозможные датчики, ракеты и бомбы – все это производится непосредственно в Израиле.

ВВС Израиля. Возможности на уровне сверхдержав

Истребитель-бомбардировщик F-16 израильских ВВС

Наличие в составе ВВС истребителей пятого поколения существенно расширяет их боевые возможности. По данным китайских источников, малозаметные многоцелевые истребители американского производства позволили израильским и американским военным собрать огромный объем информации о возможностях системы ПВО Сирии и стоящих на ее вооружении комплексов, а также о действиях российской тактической авиации, которая применяла в Сирии в боевых условиях свои новинки – истребители-бомбардировщики Су-34 и истребители Су-35С. Как говорят офицеры Центрального командования ВС США, израильский истребитель F-35I Adir – это «пылесос для сбора информации разведывательного характера».

Важной особенностью ВВС Израиля является также то, что они привыкли и умеют действовать в воздушном пространстве соседних государств, осуществлять и проводить масштабные воздушные операции, в том числе в условиях противодействия со стороны систем ПВО противника. При этом такой опыт является успешным. В 1981 году налет восьмерки израильских истребителей-бомбардировщиков F-16 поставил крест на иракской ядерной программе, в ходе авиационного удара был уничтожен реактор Osirak. Взлетевшие с авиабазы в пустыне Негев израильские боевые самолеты долетели до своей цели, воспользовавшись воздушным пространством Иордании и Саудовской Аравии. Полет преимущественно проходил на малых высотах для снижения вероятности обнаружения средствами РЛС. В 2007 году израильские ВВС провели операцию аналогичного назначения против ядерных объектов Сирии, операция под названием Orchard «Фруктовый сад» завершилась успешно и без потерь для израильской стороны, правда, споры об уничтоженном тогда сирийском объекте и его назначении идут до сих пор.

Успешными можно назвать и авиационные удары по объектам на территории Сирии, которые израильские ВВС достаточно регулярно проводили в последние годы. По заверениям официального Тель-Авива, данные удары в первую очередь направлены против проиранских вооруженных формирований и иранских военных объектов на территории Сирии. Последние крупные авиационные удары по территории Сирии были произведены 21 января 2019 года. В ходе всех этих налетов израильские ВВС потеряли единственный истребитель F-16, который был сбит в феврале 2018 года. Все это говорит как о высокой выучке и тактической подготовке израильских летчиков, так и о высоком уровне планирования воздушных операций и их проведении с использованием современных средств радиоэлектронной борьбы, которые оказываются эффективны против средств ПВО Сирии, представленных в основном комплексами советского производства, за исключением ЗРПК «Панцирь-С1», которые, однако, уже становились жертвами израильских атак.

ВВС Израиля. Возможности на уровне сверхдержав

Многоцелевые истребители F-35I Adir израильских ВВС

Специалисты отмечают, что секрет успешного применения израильских ВВС против сирийской системы ПВО, пусть и оснащенной в основном устаревшими комплексами еще советского производства, но при этом достаточно многочисленной, заключается в использовании современных средств радиоэлектронной войны. В налетах ВВС Израиля задействует не только ударные силы, но и самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки RC-12D, а также дальнего радиолокационного дозора (ДРД) на базе пассажирских Gulfstream G500/G550. При этом и сами ударные самолеты F-16I оснащаются контейнерными системами РЭБ израильского производства. Как отмечают специалисты, самолеты РЭБ и ДРД, поднимаемые в воздух еще до начала авиационного удара, осуществляют перехват радиообмена между сирийскими подразделениями ПВО и производят постановку адресных помех в отношении обнаруженных РЛС и комплексов, затрудняя их работу.

Источники информации:
https://merkava.co.il
http://csef.ru
http://arsenal-otechestva.ru
https://zen.yandex.ru
Ежегодный справочник The Military Balance 2018
Материалы из открытых источников

Источник

Добавить комментарий