Самому крупному авианосцу Соединенных Штатов – Японии, не хватает гарантий безопасности от оккупировавших их американских войск. Страна восходящего солнца предпринимают самостоятельные попытки вооружиться.
Основной угрозой японцы, конечно, видят могущественный Китай, который методично увеличивает бюджетные ассигнования на оборону – в 2019 году они возрастут на 7,5%, что в абсолютном исчислении составляет 177,5 млрд. долларов. Немаловажна также «угроза» со стороны Российской Федерации, с которой у Японии до сих пор нет мирного договора, а вот спорные территории есть.
Большинство экспертов одной из причин такой политики японцев видят ослабление влияния Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А без поддержки американских оккупационных войск Япония в случае заварушки долго не протянет.
При этом практически все оборонные инициативы японцев невозможны без влияния американских оружейных корпораций. Вот и разработка новой противоракетной радиолокационной системы для кораблей ведется с привлечением заокеанских специалистов, что и дешевле, и проще. Предполагается, что стоимость работ по теме не превысит 20 млн. долларов, а итоговый продукт будет обладать постоянным круговым обзором. Это выгодно отличает его от системы AN/SPQ-9B, локатор которой имеет много белых пятен. Новый локатор будет перехватывать сверхзвуковые ракеты потенциальных противников: России, Северной Кореи и Китая.
Синдзо Абэ — главный идеолог наращивания военной мощи Японии. Премьер-министр даже обещает переписать для этого конституцию
Премьер-министр Синдзо Абэ, главный идеолог наращивания военной мощи, в этой связи сказал в начале марта:
«С беспрецедентной скоростью обстановка безопасности вокруг Японии ухудшается. Мы не можем защитить эту страну, ограничиваясь лишь традиционными рамками. Руководствуясь новыми оборонными принципами, мы будем активно продвигать различные реформы для повышения оборонной мощи».
При этом планируется не просто приступить к разработке новых оружейных систем, а внести необходимые изменения в Конституцию Японии, которая, как известно, отличается пацифистским толком. В ней прямо указывается на запрет формирования полноценной армии – только Силы самообороны. Вопрос в том, станет ли это первым шагом в стратегии развития новой милитаристической Японии, нашего восточного соседа? Стоит отдельно заметить, что новая оборонная инициатива Абэ новой по сути не является — Япония уже давно и планомерно увеличивает расходы на армию. Ежегодно с 2013 года в среднем на 1-1,5% японцы увеличивали военные расходы и в 2017 году они достигли своего максимума в 46,6 млрд. долларов. Сравните с китайскими 177,5 млрд, американскими 686 млрд и российскими 46 млрд.
Армия Китая — главный раздражитель для Японии
При этом японцы до последнего времени очень четко придерживались ограничения не тратить на военные расходы больше 1% ВВП. В 2017 году даже немного перестарались, и уровень затрат на оборону относительно валового внутреннего продукта составил минимальные 0,93%. При этом в абсолюте расходы увеличились — все за счет хорошего общего роста экономики островного государства. Среди статей оборонного бюджета 2017 года (финансовый год у японцев начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта) наибольший рост зафиксирован по направлению закупок новой боевой техники и научно-исследовательским работам. Очевидно, что 2018 финансовый год не станет исключением: японцы продолжат закупки техники и разработку перспективных образцов вооружений. Приоритетами остаются технологии гарантированного перехвата баллистических ракет, развитие разведывательного потенциала войск, нивелирование угроз в кибер- и космическом пространствах, а также защита территории от крылатых ракет.
Нельзя не отметить и недовольство населения Японии растущими расходами на оборону. Если в 2016 году на одного жителя приходилось 332 доллара военных трат, то в 2017 году этот показатель подобрался к 351 доллару. Кроме того, многие японцы помнят, к чему привели милитаристские инициативы в прошлом. Однако китайские оружейные расходы не дают покоя руководству Японии. Не помогают даже успокаивающий тон китайского министерства обороны, которое сетует на голодный период «бюджетной экономии», царствовавший в Поднебесной до начала 2000-х. А теперь приходится восстанавливать полуразрушенные военные заводы Китая, обучать людей и повышать рентабельность. Кроме этого, официальная газета армии Китая «Цзефанцзюнь бао» упоминает о высоких расходах на миротворческие миссии китайского контингента ООН. В качестве примера приводится десятилетняя миссия китайских морских сил по защите гражданских судов от сомалийских пиратов в Аденском заливе. Немало средств военного бюджета Китая уходит на содержание Министерства по делам ветеранов, которое было создано в 2018 году в связи с массовыми сокращениями (до 300 тыс. человек) в армии тремя годами ранее. Что с отставниками делать, похоже, в Китае никто не знает — в 2018 году удалось трудоустроить только 80 тыс. бывших военнослужащих. А они не просто сидят дома, они выходят на улицы и требуют положенных льгот и пенсий.
Новейшая ASM-3 должна стать основой для еще более дальнобойной противокорабельной ракеты
Как реагирует Япония на такие объяснения Китая? Она вооружается. Одной из японских новинок, которая может в ближайшее встать на боевое дежурство, будет малозаметная противокорабельная ракета, способная доставать цель на удалении до 400 км. Главным раздражителем такого проекта стало заметное увеличение военно-морской мощи Китая, а также активизация Тихоокеанского флота России. Японские инженеры планируют при разработке новинки использовать опыт создания собственной противокорабельной ракеты воздушного базирования ASM-3, которую приняли на вооружение в 2017 году. Также в новом бюджете планируют перестроить два эскадренных миноносца-вертолетоносца Izumo в неполноценные авианосцы, на которые смогут садиться F-35B. Последние в количестве 42 экземпляров планируют закупить в США.
Вертолетоносец Izumo в ближайшем будущем должен стать авианосцем
Вообще, японцы планируют за пять лет потратить на армию порядка 280 млрд. долларов и заметно сместить акценты с сухопутной составляющей армии на морскую и воздушную. В планах увеличить базы противоракетной обороны с 3 до 6, а также расширить парк субмарин с 16 до 22. Однако стоит помнить, что при всех амбициях Министерства обороны Японии, немалая часть денег, как и прежде, будет уходить на реконфигурацию системы базирования ВС США на территории островного государства. То есть на содержание оккупационных сил.
Япония до сих пор не в состоянии вести полностью независимую внешнюю и внутреннюю политику. Самурайский милитаризм 2.0 придется отложить до лучших времен.
По материалам изданий:
«Зарубежное военное обозрение»
kommersant.ru