Не так давно военно-морской флот Японии пополнился новым кораблем. В состав флота в конце февраля 2019 года был принят эсминец Shiranui (DD-120), построенный на верфях Mitsubishi Heavy Industries в Нагасаки. Это новейший противолодочный корабль, оснащенный комбинированной силовой установкой COGLAG, специально сконструированной для экономичного и малошумного хода. Такой установкой оснащены всего два корабля в японском флоте: Shiranui и его однотипный предшественник Asahi (DD-119), включенный в состав флота в марте 2018 года.
Shiranui в момент спуска на воду
Эсминец оснащен универсальной пусковой установкой Mk 41 VLS на 32 ячейки. В состав вооружения эсминца входят специальные противолодочные ракеты RUM-139 VL-ASROC и Type 07 VL-ASROC (последние разработаны и производятся в Японии). Имеются два трехтрубных торпедных аппарата HOS-303. Такой корабль может выследить подводную лодку, подкрасться к ней и ударить торпедами или противолодочными ракетами. Помимо этого корабль имеет 8 противокорабельных ракет Type 90 SSM.
Вот уже эсминец в своей базе, с экипажем
На первый взгляд, обычные новости японской военщины, которая усиленно строит военно-морской флот и при этом не отступает от своих традиций. Новый эсминец получил название в честь японского эсминца времен Второй мировой войны, потопленного вскоре после сражения в заливе Лейте 27 октября 1944 года.
Однако, если обозревать подобные новости в несколько более широком контексте, то обнаружится любопытное обстоятельство. Интересно то, что серии новейших японских военных кораблей, которые строились на протяжении последних двадцати лет, состоят из двух или четырех кораблей.
Atago-class, корабль ПВО с системой AEGIS, 2 единицы, головной корабль заложен в 2004 году. Akizuku-class, корабль ПВО, 4 единицы, головной корабль заложен в 2009 году. Asahi-class, противолодочный корабль, 2 единицы, головной корабль заложен в 2015 году. Maya-class, корабль ПВО с системой AEGIS, 2 единицы, головной корабль заложен в 2017 году.
Итого — десять кораблей, которые почти все построены и вступили в состав флота, за исключением последней серии. Что-то весьма странная приверженность японского командования к сериям кораблей с четным количеством кораблей, причем кратным двум. Почему не три, не пять, не семь кораблей в серии?
Вряд ли это строительство новых военных кораблей такими сериями случайно. За этим, скорее просматривается определенный план, связанный с созданием авианосных ударных групп. Судостроительные программы в странах, которые серьезно готовятся к вероятной войне, в определенной степени отражают взгляды военно-морского командования на то, какой именно флот им нужен. Из этого можно, в частности, понять, какие задачи они собираются решать в ходе этой вероятной войны.
Почему именно авианосные ударные группы? Дело в том, что в составе ВМФ Японии уже есть два авианесущих корабля типа Izumo (головной корабль заложен в 2012 году). Хотя они официально считаются вертолетоносцами, тем не менее, на них могут базироваться американские самолеты F-35B, с вертикальным взлетом и посадкой, что превращает их во вполне полноценные авианосцы. Этот вопрос подробно рассматривался в одной из предыдущих статей, и за подробностями я отсылаю читателей к ней.
Судя по открытым публикациям, пока что Япония не имеет F-35B для этих двух авианосцев. Министр обороны Японии Такеши Ивая заявил в ноябре 2018 года, что Япония рассматривает вопрос о приобретении самолетов такого типа и модификации кораблей для их использования. Но это мало что значит. Японцы вполне могут уже купить нужные им самолеты и держать их на авиабазах в США, готовить для них летчиков. В Японию такие самолеты могут перелететь при необходимости. На возможность такого подхода указывает, к примеру, такой факт. В Японии долго говорили о рассмотрении возможности закупок конвертопланов V-22 Osprey, которые японская общественность очень не любит. Но недавно, благодаря американским военным аналитикам, выяснилось, что японцы их купили, даже перекрасили и нанесли свои опознавательные знаки, но держат их в США, на авиабазе New River Air Station (Джексонвилл, Северная Каролина), и используют для подготовки своих летчиков. Так что и самолеты у них тоже уже могут быть в наличии.
V-22 Osprey с японскими опознавательными знаками, хотя еще не сообщалось о покупке таких машин
Авианосцы не действуют без прикрытия. В состав типичной американской авианесущей ударной группы, кроме авианосца, входят также: дивизион ПВО — один или два ракетных крейсера с системой AEGIS, дивизион противолодочной обороны — 3 или 4 эсминца, дивизион подводных лодок — одна или две атомные подводные лодки, дивизион судов снабжения. Таким образом, эскорт авианосца защищает его от нападения самолетов, надводных кораблей и подводных лодок противника.
Состав новейших японских эсминцев перечисленных выше серий, позволяет каждому японскому авианесущему кораблю придать такой эскорт: один или два корабля ПВО с системой AEGIS, два корабля ПВО и один противолодочный корабль. Дивизион подводных лодок может быть составлен лодками типа Soryu (всего построено 11 единиц), из которых две — новейшие, оснащенные мощными литий-ионными батареями.
Лодка типа Soryu с литий-ионными батареями также уже обсуждалась. Оснащение подводной лодки такими батареями, весьма небезопасными в условиях реального морского боя, вызвало вопросы и дискуссии. Однако если считать, что лодки с литий-ионными батареями выделяются в эскорт авианосцев, то они становятся в высшей степени целесообразными. У эскортной лодки самые минимальные шансы попасть под глубинные бомбы вражеского эсминца, то той простой причине, что его просто не подпустят к авианосцу. Увеличенное время нахождения под водой и возможность быстрой перезарядки литий-ионных батарей существенно улучшают боевые возможности эскортной подводной лодки, особенно если она будет действовать против вражеских дизель-электрических подводных лодок.
Судя по предполагаемому составу эскорта, японское военно-морское командование больше беспокоит вражеская авиация, и в силу этого они делают упор на противовоздушную оборону. В судостроительной программе, отражающей взгляды командования ВМФ Японии на характер возможной войны, приоритет явно уделяется кораблям ПВО.
Операционный радиус японских авианосцев неизвестен, но фактически не ограничен (в состав эскорта обычно включают танкер для дозаправки). Но, поскольку все вероятные противники Японии находятся в западной части Тихого океана (Китай, КНДР и Россия), вероятнее всего, японские авианосные группы могут готовиться для действий в акваториях Южно-Китайского, Восточно-Китайского, Японского, Охотского морей (то есть, не исключая и Курильских островов). Для действий в этих морях и не требуется слишком большого операционного радиуса, поскольку авианосные ударные группировки по большей части будут действовать недалеко от своих баз.
Две авианосные группировки, в состав которых может входить суммарно до 28 самолетов F-35B, — это серьезный военный аргумент, многое меняющий в расстановке сил в Тихоокеанском регионе.
Во-первых, скорее всего, все это делается с ведома и согласия американского военного командования, прекрасно осведомленного о фокусах с «авианесущими эсминцами». Я думаю, что даже более того, японские авианосцы и их эскорт имеют уже место в боевом расписании американского флота на случай крупномасштабной войны в западной части Тихого океана. Главным вероятным противником для объединенного американско-японского флота является, конечно, Китай. Привлекая японские авианосцы, американцы стараются сместить баланс воздушных сил в районе Тайваня — месте наиболее вероятной схватки военно-морских и воздушных флотов — в свою пользу. Скажем, три американских авианосца и два японских в сумме дадут около 300 самолетов (298 самолетов, если точнее), что уже позволяет выступить на равных против китайской авиации, базирующейся в этом районе преимущественно на сухопутных аэродромах.
Во-вторых, японские авианосные ударные группы вполне могут действовать самостоятельно против второстепенных противников, среди которых российский Тихоокеанский флот. Текущий состав ТОФ весьма скупой: ракетный крейсер «Варяг», один эсминец, три больших противолодочных корабля, два корвета и 12 малых противолодочных кораблей. При таком составе ТОФ не может ничего противопоставить двум японским авианосным группам. 865-й истребительный авиаполк на МиГ-31 может прикрыть базы и попробовать пощипать японские авиакрылья, но фактически действия ТОФ, если против них выйдут японские авианесущие ударные группы, будут крайне затруднены или даже невозможны. Это делает для японской армии возможной, к примеру, операцию по захвату Курильских островов.
Это обстоятельство может сейчас вызвать возмущение и вообще приступ патриотических эмоций. Но в целом, похоже, что наступает время платить за все, что было сделано ранее с флотом и авиацией. Вероятный противник в это время не спал, действовал и теперь у него появляется ощутимое военное преимущество, которое может быть реализовано в подходящих обстоятельствах.
В Японии могут отрицать наличие планов создания авианосных ударных группировок. Однако, на мой взгляд, техническая возможность для их создания уже есть сейчас; она появилась с принятием в состав флота эсминца Shiranui. Для формирования таких групп при необходимости будет достаточно лишь приказа.